Камни в природе.

26 Фев 2012, Автор: Наталья Бахтина

Цель: Познакомить с разновидностями камней.

Задачи:

Развивать экологическое мышление в исследовательской деятельности, называя свойства и особенности камней;

Закреплять знания о том, кому нужна вода в природе;

Дать представление о драгоценных камнях и их использовании;

Воспитывать интерес к камням.

( Входит воспитатель в костюме Хозяйки Медной горы ).

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие. Я недаром надела такой красивый наряд. Кого я вам напоминаю?

Правильно, я Хозяйка Медной горы. Помните сказки Павла Петровича Бажова об уральских мастерах горного дела? Назовите их.

( Ответы детей ).

Воспитатель. В них говорится о настоящих тружениках, мастерах своего дела, людях, которые добывали камни и умели их обрабатывать. Так было в старину. Вы хотите познакомиться с моими богатствами? Тогда занимайте места и садитесь поудобнее.

( Садятся за столы ).

Перед вами лежат камни, это осколки гор. Вам хочется их трогать? Тогда приложите камни к щеке. Что вы чувствуете?

( Ответы детей ).

Камни одинаковые по цвету, форме и размеру?

Попробуйте сжать камни. Что с ними произошло? Изменили они форму? Почему?

Определите на ощупь и покажите морской камень. Что вы можете сказать о нём? Какой он формы, цвета? Какая у него поверхность?

Теперь покажите речной камень. Что вы можете сказать о нём?

Мы с вами убедились, что морские камни отличаются от речных. Ребята, как вы думаете, камни тяжёлые или легкие?

Давайте это проверим, попробуем сравнить камень и кусок дерева. Опустите в воду кусок дерева. Что с ним произошло?

( Ответы детей ).

Теперь осторожно опустите камень в воду. Что с ним произошло? Почему он тонет?

Какой мы с вами можем сделать вывод?

( Ответы детей ).

Воспитатель. Выход, камень тяжелее дерева, и мы в этом убедились. А теперь постучите молоточком по камню. Ну что разбили? Почему камень не разбился?

Итак, что вы можете сказать о свойствах камней? В чём мы только что убедились?

( Ответы детей ).

Воспитатель. Эти свойства очень важны для человека, желающего использовать камни для своих нужд: строить дома, здания, мосты, которые стоят, не разрушаясь, много - много лет.

Я хочу познакомить вас с удивительно тёплым камнем. Это янтарь. Откройте шкатулки, лежащие у вас на столах, возьмите камень, положите его перед собой и послушайте мой рассказ.

Давным - давно, когда нас с вами ещё не было на свете, на берегу моря росли могучие сосны. Раскаляясь на солнце, смола хвойных деревьев стекала по стволу в воду и застывала там, превращаясь в прозрачные камни жёлтого цвета. Это и есть янтарь - камень, который вобрал в себя всё тепло солнца. Накройте камень тыльной стороной ладони. Чувствуете, он не холодный, как все другие камни? Этим он и отличается от них. Бывает, что внутри капли смолы, ставшей янтарём, видны завязшие в ней комар, жук или муха. Такой камень с насекомыми внутри ценится очень дорого.

Возьмите лупы, может быть, вам удастся что - то рассмотреть.

( Дети рассматривают камни через лупы ).

Воспитатель. Вам понравился янтарь? А сейчас я вам предлагаю выложить мозаику из камней. Хотите?

( Дети выкладывают по контуру камни ).

Воспитатель. Это мой любимый водопад ( подвожу к макету водопада ), но в нём нет воды, она ушла глубоко под землю, потому что люди перестали ценить воду. А вы знаете, где в природе бывает вода?

( Ответы детей ).

Кому ещё нужна вода, мы сейчас с вами определим. У вас на столах находятся карточки, рассмотрите их и поместите на панно карточку того, кому нужна вода.

Скажите, кто живёт в болоте?

А кто живёт в море?

Я слышала, что есть животные, которые могут долго обходиться без воды. А вы их знаете?

Как человек использует воду? а знаете ли вы, как нужно беречь воду?

( Ответы детей ).

Воспитатель. Да, вода источник жизни, и её нужно беречь! Посмотрите, мой водопад ожил, в нём опять появилась вода.

Воспитатель. Это мои сокровища, драгоценные изделия и камни - самоцветы. Посмотрите на них, полюбуйтесь ими.

А у ваших мам есть украшения?

Это работа ювелиров. Благодаря разноцветным камням ювелирные изделия сверкают, переливаются на солнце. Давайте на память о нашей встрече украсим ваши картины и подарим вашим мамам. У каждого из вас в шкатулке горсть декоративных камней. Украсьте камнями картину и она засверкает разными красками.

( Дети украшают картины камнями).

Воспитатель. Молодцы, я думаю, вашим мамам будет очень приятно получить такой подарок. Вам понравилось в гостях у Хозяйки Медной горы?

( Обсуждают ).