Как хлеб на стол попадает.
31 Мар 2012, Автор: Наталья БахтинаЗанятие с детьми в подготовительной к школе группе.
Цели: закрепить знания детей о хлебе как одно из величайших богатств земли; расширить их представления о роли труда в жизни людей на основе ознакомления с различными профессиями; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые его выращивают.
Оборудование: магнитная доска, плакат, колосья, проросшие семена пшеницы, каравай.
Воспитатель.
Ребята, как называется страна, в которой мы живём? Что вы знаете о России?
Часто говорят, что Россия - страна очень богатая. Как вы думаете, чем она богата?
Россию называют богатой, потому что в нашей стране много лесов, в земле много ископаемых: угля, нефти, золота. Но издавна главным богатством России считался хлеб.
Сегодня вы узнаете о том, как хлеб попадает к нам на стол. Давайте вспомним все этапы появления хлеба.
1 этап - вспашка земли ( картинка " В поле " ).
Ребёнок.
( рассказывает по картинке ). Весной в поле выезжают трактора, они пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками.
Воспитатель.
Можно бросать зерно в такую землю?
Ребёнок.
Нет, землю сначала нужно разрыхлить с помощью больших грабель, которые называются бороной, у неё острые стальные зубья, а затем можно бросать в землю семена.
Воспитатель.
Как это делается?
Ребёнок.
Раньше это делалось вручную: по полю шёл человек, брал зёрна из мешочка и рассыпал их. Сейчас зерно сеют машины, которые называются сеялками.
2 этап - рост посевов ( картинка " Хлеб растёт " ).
Воспитатель.
За ростом едва проклюнувшихся из земли ростков наблюдает агроном. Это человек, который знает, как растить хлеб, какие болезни и вредители могут помешать его росту. Внимательно посмотрит агроном на маленький колосок и видит: напали на хлебное поле жуки вредители. Их необходимо уничтожить, иначе весь урожай может погибнуть. Тогда агроном обращается к лётчикам и просит их помочь. Пилоты заливают в специальные баки " лекарство " для хлебного поля, уничтожающее вредителей. Летит самолёт над полем и распыляет это лекарство.
Физкультминутка.
3 этап - сбор урожая ( картинка " Урожай " ).
Воспитатель.
Но вот хлеб созрел, колосья налились, пожелтели - пора собирать урожай. Кто знает, как это делалось раньше?
Ребёнок.
Раньше мужчины косили хлеб косой, а женщины - жали серпом, а затем вязали снопы и складывали их в высокие стога.
Воспитатель.
Как сейчас убирают урожай?
Ребёнок.
Это делают машины - комбайны. Они выполняют несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья; молотилка внутри комбайна вычищает зёрна из колосьев; зерновысыпается в грузовую машину, которая едет рядом, а солому упаковывают в брикеты, которые остаются на поле.
Воспитатель.
Для чего используют солому?
Ребёнок.
Она идёт на корм и подстилку для животных.
Воспитатель.
А кто из вас знает, куда шофёр отвозит зерно?
Ребёнок.
Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеваторами. Там его сушат и хранят. С элеватора зерно везут на мельницу, где из него делают муку. Её отправляют на хлебозавод, в пекарни.
4 этап - зерно привезли на хлебозавод ( картинка " На хлебозаводе " ).
Воспитатель.
На заводе из муки делают тесто и выпекают из него батоны, булки, плетёнки. Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает чёрный и белый?
Ребёнок.
Чёрный хлеб получается из ржаной муки, а белый - из пшеничной.
Воспитатель.
Правильно. Чёрный хлеб пекут из муки, которую получают из ржи, а белый - из пшеницы.
5 этап - из пекарни в булочную ( картинка " В булочной " ).
Воспитатель.
Наконец хлеб попадает в булочную. Мы его покупаем и с удовольствием едим. Посмотрите, как много всего в булочной. Назовите, что вы здесь видите. ( ответы детей )
Воспитатель.
Хлеб - настоящее богатство нашей страны. Он всегда считался главным блюдом на столе: в старину без него и за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?
Ребёнок.
Хлеб да вода - крестьянская еда. Хлеба ни куска - и в горнице тоска. Хлеб - всему голова.
( Раздаётся стук в дверь, заходит пекарь с караваем хлеба, дети читают стихотворение
С. Погореловского " Хлеб ", затем угощаются караваем ).